Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к списку статей

И. Савватеева.
   
"Это юность моего поколения"


   говорит народная артистка РСФСР, лауреат государственной премии СССР И.В. Макарова.
   
   "Дорогая доченька... Спасибо тебе большое!.." Телеграмма из ласковых, теплых слов прилетела из Краснодона от Ефросиньи Мироновны Шевцовой. Когда "Молодая гвардия" вышла на экран, звучало много восторженных откликов. Но особенно запомнилось Инне Владимировне Макаровой это материнское: дорогая доченька...

   
    - Впервые шла я к Ефросинье Мироновне - волновалась ужасно. И боялась. Боялась лишнего неловкого слова, боли горьких воспоминаний. Ведь она - мать моей героини, мама расстрелянной Любы. Боялась её слёз. А вышло всё наоборот. Ефросинья Мироновна стала рассказывать о своей Любочке и вдруг назвала меня дочкой. И я... разревелась. А Ефросинья Мироновна меня успокаивала.
    Говорят, ничто не сближает так, как общее горе. А горе у всего народа было единое - война. У матери она выкрала дочь, у юности выкрала беззаботных смех. Фильм "Молодая гвардия" снимался, когда ещё были свежи могилы погибших, когда по-старушечьи кутались вдовы в скорбные черные платки.
    - Как впервые узнали Вы о романе Фадеева?
    - Однажды пришёл Сергей Аполлинариевич Герасимов в мастерскую ВГИКа и начал увлеченно рассказывать о новой книге Фадеева. Я тут же побежала в "Ленинку". Ушла из библиотеки после последнего звонка. Помню, как шла по улице, не замечая прохожих, ещё и ещё раз переживая всю трагедию краснодонцев.
    - Расскажите, пожалуйста, о работе над образом Любы. Какая она, Ваша героиня?
    - Люба Шевцова - человек удивительно интересный. Казалось бы, что общего между Любкой-артисткой и Шевцовой, произносящий знаменитый монолог о несломленном духе советского народа? Но общее есть. Это чувство ответственности, которое было присуще всем героям-краснодонцам. "Почему я, а не другой?", - такой вопрос перед ними не возникал.
    Образ Любы для меня очень дорог. Это моя первая роль в кино. А получила я её неожиданно. По замыслу Сергея Аполлинариевича я должна была играть совсем другую роль.
    Тогда мы все ещё учились во ВГИКе. Сцена "В тюрьме" должна была показываться на экзамене. На просмотр пришёл Фадеев. Экзамен прошёл удачно. А после просмотра подходит ко мне мой товарищ и таким заговорщицким голосом сообщает: "Любу ты будешь играть. Фадеев сказал".
    Роль свою я не играла - жила ею. Когда приехала в Краснодон, все прислушивалась к речи местных жителей, приглядывалась к беленьким украинским мальчикам, к своей хозяйке Луше, которая удивительно ловко взбивала масло и на редкость вкусно варила пшенку.
    Знаете, тогда для нас было не столь важно, какую роль играешь, ведущую или эпизодическую. Главное - само участие в картине.
    - А как встречали фильм первые зрители?
    - После премьеры за кулисами собралось много молодёжи. Все поздравляли, благодарили. А ко мне подошёл какой-то паренек, вихрастый, глаза блестят, и все допытывался: "Скажи, ну почему ты не ушла из Краснодона?! Почему же не ушла!.." А иногда слышала от людей, переживших войну: "Нет, я не могу это смотреть..." Наверное, для них это тоже была не игра, а сама жизнь.
    Для меня роль Любы Шевцовой - это моя юность и юность моего поколения. И что-то очень родное осталось там, в непокоренных горняцких поселках.
   
   Беседу вела
   И. Савватеева.
   
   






Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.