Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к списку статей


Ирина Зубавина
"Инна Макарова: К комиксам про Любку отношусь отрицательно!"



Ее первая большая роль в кино связана с Украиной, с Донбассом. Со знаменитым фильмом Сергея Герасимова "Молодая гвардия", где она сыграла Любку Шевцову. Впоследствии у Инны Макаровой было много замечательных ролей. Но Любка - по-прежнему ее визитка. В октябре этого года - 60-летие создания подпольной организации "Молодая гвардия", и Инна Владимировнас грустью говорила о том, что подвиг молодогвардейцев сегодня если и помнят, то лишь благодаря скандальным комиксам.

- Совсем недавно мне звонили из Луганска, просили приехать на торжественную акцию по поводу 60-летия "Молодой гвардии", - рассказывает Инна Владимировна. - Конечно, такие предложения принимаю всегда с благодарностью, несмотря на то, что я тружусь все время... В Украину приезжала довольно часто, в Киеве неоднократно выступала в больших залах перед публикой, но в Краснодоне после съемок "Молодой гвардии" побывала лишь дважды. Один раз в связи с 30-летним юбилеем картины, а второй - во время создания фильма "По следам "Молодой гвардии". Мы пытались зафиксировать все следы трагедии в шахтерском городке, опросить очевидцев, разыскать документы, уточнить факты, постарались максимально восстановить историческую правду о погибших героях, развеять вредные измышления вокруг известных имен. Хорошо, что такая документальная лента создана. Но главное, чтобы зрители посмотрели саму "Молодую гвардию". Десятилетия эту картину не показывают по телевизору, а я знаю, как народ ее любит. Молодежь должна знать своих героев, иначе будут только банды скинхедов. В 1948 году фильм "Молодая гвардия" стал лидером кинопроката с рекордным числом посещений - более 80 миллионов! А сейчас, когда меня спрашивают, где картину можно посмотреть, отвечаю: "В Белых столбах".

Однажды был очень необычный звонок из газеты. Молоденькая журналистка спросила: "Инна Владимировна, скажите, кого вы играли в "Молодой гвардии"?" Пауза. "А вам сколько лет?" - интересуюсь. "Восемнадцать". Понимаю: фильма не видела и романа не читала. Любопытствую, с чем связан звонок. Отвечает: "Из Киева мне комиксы прислали: картинки с надписями. Полистала, и так захотелось посмотреть фильм!" Пусть даже так интерес проявился, - уже благо. Хотя у меня резко отрицательное мнение о подобных комиксах...

- В фильме Герасимова состоялся мощный выплеск актерских талантов - Тамара Макарова, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Клара Лучко, Сергей Бондарчук, Евгений Моргунов, Георгий Юматов, Татьяна Лиознова - более 30 актерских дебютов в будущем известных актеров и режиссеров, а тогда студентов ВГИКа...

- Это естественно, потому что был большой перерыв в наборе молодых артистов. Я поступила в конце 1943-го. Еще вовсю шла война, операция на Курской дуге, но уже многие институты открыли двери для поступающих. У нас училось немало фронтовиков - в основном покалеченных войной, у кого протез вместо руки, кто без ноги. А я только 10 классов успела окончить, по тем временам очень рано - мне было 16 лет, просто ЧП. Во ВГИКе попала в мастерскую Сергея Герасимова. Уже на третьем курсе мы стали работать над спектаклем "Молодая гвардия". После выхода он имел очень большой успех. Просто огромный. А в 1947 году, когда начались съемки фильма, в нем все студенты играли.

- Как роль Любки Шевцовой сказалась на вашей дальнейшей творческой биографии?

Фото Виктора Горячева- Была опасность навсегда остаться актером одной роли. Так бывает. Слишком яркий образ обычно влияет на режиссерское восприятие актера, ведет к попыткам повторить успех. Но на мое счастье, большие режиссеры, такие, как Александр Зархи ("Высота", 1957), Иосиф Хейфиц ("Дело Румянцева", 1956), Пудовкин ("Возвращение Василия Бортникова", 1952), Павел Любимов ("Женщины", 1965), разглядели во мне что-то еще и снимали, снимали... Фильмы имели бешеный успех, до сих пор зрители их не забыли, вспоминают.

- Вы создавали такие разноплановые образы, как монтажница Катя в "Высоте" - девушка с непростым характером, названная критиками самой большой удачей фильма; Нонна в картине "Дело Румянцева"; Надя в "Девчатах"; хорошая производственница с не сложившейся личной жизнью Дуська в "Женщинах" и другие. Большинство фильмов с вашим участием имели счастливую прокатную судьбу. Быть может, потому, что ваши героини были не схематичными, а живыми. Подчас они "выпадали" из общепринятой кинематографической модели, не вкладываясь в устоявшиеся стереотипы женщины-матери-труженицы.

- Я играла женщин, идя от их внутреннего содержания. Вела роль, всегда чувствуя ту грань, за которой можно скатиться в пошлость. Мои героини были искренними.

- За каждым женским характером стояла находка для кинематографа и для современников. До Кати из "Высоты" не было на экране подобной рабочей девчонки, такой своенравной и обожженной жизнью. В "Женщинах" вы первой отважились показать неоднозначность облика рабочей героини.

- Материал был прекрасный, и трудились все вдохновенно. Для режиссера Павла Любимова "Женщины" стали первой большой работой в кино (и на мой взгляд, лучшей), он выкладывался, прислушиваясь к актерам. Автор рассказа, положенного в основу фильма (сценарий написал Будимир Метальников), И. Велембовская приезжала на съемочную площадку, хоть денег ей за это не платили. По ходу работы мы придумывали новые сцены, и она тут же дописывала текст. Так мы сочинили знаменитый проход с чемоданом моей героини: я показала, как это должно выглядеть, Велембовская тут же написала текст. Позже эту сцену сравнивали с проходом Софи Лорен в картине "Брак по-итальянски" (1964). Наши дипломаты мне рассказывали, что в Польше даже устроили блиц-опрос (только поляки могли такое придумать!), и по результатам этого анкетирования я набрала очков больше, чем итальянская звезда в роли Филумены. Очень забавно. Правда, я в Польше с тех пор не была, чтобы лично поговорить с кем-нибудь из участников опроса, но придумать такое просто невозможно. Картина в то время была очень популярна. Рихтер мне признался, что это его любимый фильм. Что-то его там зацепило.

- Многим запомнилась ваша пробежка "на высоком уровне" в "Высоте". Не страшно было?

- Конечно, страшновато. Но я отказалась от дублерши, так как знала, что самые главные вещи происходят в проскоках и пробегах - в движении. Во время работы мы старались не смотреть вниз, чтобы голова не закружилась. Особого страха, правда, я не испытывала, но опасность была - съемки проходили на очень большой высоте. В Днепродзержинске на металлургическом комбинате.

- Легко ли картину пропустили на экран? Ведь ваша героиня - задиристая девчонка, она курит, ведет себя достаточно резко, делает необдуманные поступки.

- Это прошло без препятствий. Скандал поднялся из-за рекламного плаката к фильму, представленного нашими художниками на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. На плакате была запечатлена моя героиня в момент, когда она застегивает чулок под пристальным взглядом героя Рыбникова.

- Вы всегда были красивой женщиной, помогало или мешало это вам в жизни?

- Никогда не считала себя красивой, другое дело, что во мне было нечто свое, что интересовало режиссеров. А на вопрос, помогало мне это или мешало, я не могу ответить. Первые десять лет после ВГИКа работала в Театре киноактера. Там режиссер Андрей Гончаров поставил с моим участием "Дикарку", и в этот момент наш театр попытались закрыть. Михаил Царев пригласил меня в Малый театр. Я даже начала там репетировать, но уехала на съемки. Михаил Туманишвили приглашал к себе в театр, который тогда находился, по-моему, на Бронной. Во МХАТ дважды приглашали. Потом "Фабричную девчонку" написал Александр Володин. Он, приехав в Москву, вручил пьесу мне. Прочитав, я посоветовала отдать ее в хороший театр, потому что в нашем, находящемся на грани закрытия, ничего не происходило. Володин хотел, чтобы непременно я играла, мы отправились в "Ленком", но тогда под руководством Дунаева там тоже ничего не происходило, и нас с Володиным завернули, даже не прочитав пьесы. Позже эту роль прекрасно сыграла Фетисова. Меня Володин пригласил на премьеру, и я решила, что лучше Фетисовой никому не сыграть. Я бы так не смогла - я другая.

- Среди ваших замыслов, которым не суждено было сбыться, - экранизация чеховского рассказа "Попрыгунья"?..

- Фильм все же состоялся. В 1955 году его снял Самсон Самсонов. Но без моего участия. Партнершей Сергея Бондарчука стала Людмила Целиковская. Подробнее эту историю я готовлюсь описать в мемуарах.

- Вы - счастливая актриса, но, наверное, не полностью реализованная?

- Ну, конечно, я могла бы играть больше и, возможно, лучше, но тогда бы меня просто не было - я бы сгорела без остатка. Это очень тонкая и серьезная тема. У меня и сейчас сценарии лежат, но я пока раздумываю - взвешенно подхожу.

- А кого бы вы хотели сыграть в современной ситуации, ведь вы всегда выбираете образы, подсказанные жизнью?

- Не я выбираю, меня выбирают. Только потом предложенный материал я подгоняю под себя. Хотела бы сыграть женщину, которая прошла через все испытания, все видела и выжила, проследить, что она детям своим дала, людям. Есть такие образы, надо только хорошо написать. Я все время ищу материал - то, что нужно сыграть, а то, что играть не следует, я лучше не сыграю. Буду ездить на встречи со зрителями - у меня много приглашений. Я очень люблю эту землю. Мой первый фильм снимался на Донбассе. Мы жили в Киеве, с мужем, когда я приезжала к нему на съемки картины "Тарас Шевченко". Наша любовь слилась с любовью к древнему городу, к Киево-Печерской лавре, где происходили съемки. У меня было много украинских подруг. Когда они пели, я к ним подстраивалась, некоторые песни до сих пор помню. Как я могу не любить Украину, ведь моя дочь наполовину украинка. Можно сказать, что с Украиной у меня кровное родство.





Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.
return_links(); ?>