Молодая Гвардия
 

НА РУБЕЖАХ ШАХТЕРСКОГО КРАЯ

К. ТЕРЕХИН, А. ТАРАЛОВ,
ветераны 28-й отдельной железнодорожной бригады

В БОЙ ВСТУПАЮТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ


28-я отдельная железнодорожная бригада прибыла в Донбасс, на Южный фронт, в октябре 1941 года. Это была уже закаленная в боях воинская часть, прошедшая свой путь от Одессы. В тяжелейшей обстановке первых месяцев войны ее личный состав не раз показывал примеры героизма и мужества. Многие ее бойцы и командиры были удостоены высоких наград за храбрость.

Во второй половине ноября бригада устанавливала заграждения на головных железнодорожных участках 12-й армии, ведущих к Ворошиловграду. Располагались они по линиям Лутугино—Родаково—Светланово, Кондрашевская — Ворошиловград — Лутугино, Лихая — Семейкино — Родаково.

Оперативная обстановка в полосе 12-й армии сложилась к этому времени так, что на ее правом фланге в районе железнодорожных станций Лоскутовка, Венгеровка, кроме железнодорожных войск, никаких других частей не было.

Используя эту ситуацию, противник стремился обойти правый фланг армии, открыть себе путь на Ворошиловград и отвлечь советские войска с ростовского направления, где гитлеровцы наносили главный удар.

16 ноября 4-й немецкий армейский корпус 17-й армии (группа Шведлера) перешел в наступление и к исходу дня вклинился на глубину до 20 километров в расположение 12-й армии северо-восточнее Артемовска. Командующий 12-й армией генерал-майор К. А. Коротеев возложил оборону участка Сентяновка—Водопровод в районе железнодорожной линии Родаково — Светланово на 28-ю бригаду, которая должна была прикрыть правый -фланг армии и удержать этот участок до подхода стрелковых войск. С этой же целью было решено создать сводный батальон, в состав которого вошли восстановительные мостовые батальоны общей численностью 577 человек. Действия батальона поддерживались тремя бронепоездами. Рабочие Ворошиловградского машиностроительного завода срочно оборудовали для них дополнительно четыре бронеплощадки, на которых было установлено 8 орудий. Были изготовлены также бронемотовоз и бронедрезина, вооруженные пулеметами.

Руководство сводным батальоном поручили командиру 12-го восстановительного железнодорожного батальона капитану С. Н. Маркову, военным комиссаром назначили старшего политрука П. И. Векшина. Непосредственное же руководство боевыми действиями частей бригады осуществляли командир бригады полковник Н. В. Борисов, военный комиссар Л. А. Гавенко и начальник штаба подполковник В. А. Чигарков.

У бригады не было тяжелого вооружения, отсутствовали даже станковые пулеметы и противотанковые гранаты. Железнодорожные минеры восполнили этот недостаток, приспособив для борьбы с танками 400-граммовые толовые шашки с короткой зажигательной трубкой.

18 и в ночь на 19 ноября бригада вела подготовку к обороне в районе станций Сентяновка и Водопровод. В первую же ночь разведчики сводного батальона разгромили полевой караул противника и захватили четырех пленных, которые дали ценные сведения о намерении врага и планах его дальнейшего наступления. Разведка установила также, что два полка противника вышли в район Желобок — Голубовка — Светличная.

Силы были неравные. Немецко-фашистские войска имели превосходство и в численности личного состава, и в технике. Но воины-железнодорожники не пали духом. Проведенные перед началом наступления партийные и комсомольские собрания и митинги морально укрепили бойцов.

Утром 19 ноября основные силы сводного батальона под прикрытием двух бронепоездов перешли в наступление на Голубовку. Для обороны на станции Сентяновка была оставлена 2-я рота 11-го батальона и один броне-поезд.

В наступлении на Голубовку в первом эшелоне действовали 1-я и 2-я роты 12-го батальона под командованием воентехника 1-го ранга Н. В. Иванова. Они ворвались в Голубовку и овладели ее северо-восточной частью. В то же время 3-я рота под командованием лейтенанта Н. Е. Кольноченко, отбив несколько атак превосходящих сил врага, нанесла ему большие потери и после упорного боя выбила его из северной окраины Голубовки. Оставленная на окраине деревни группа гитлеровских автоматчиков была уничтожена отделением сержанта И. С. Маслия.

2-я рота сводного батальона, подойдя к восточной окраине Голубовки, вынуждена была залечь из-за сильного огня противника. Не легко было подняться навстречу этому огненному смерчу. И тогда воентехник 1-го ранга коммунист Н. В. Иванов бросился вперед и с криком «За Родину, вперед, за мной!» увлек за собой бойцов. Враг был разбит. В этом бою Н. В. Иванов пал смертью героя.

К фашистам со стороны села Орехово подошло подкрепление. Положение усложнялось. К исходу 19 ноября батальон вынужден был оставить ранее занятые им северо-восточную и северную части Голубовки и закрепиться на рубеже по восточному берегу Луганки до балки Берестка.

Всю ночь на 20 ноября батальонная разведка выясняла положение в стане противника, засекала расположение его огневых точек. Сержант Маслий бросил две гранаты в помещение вражеского штаба, уничтожил находившихся там гитлеровцев, а одного в качестве «языка» доставил в свое подразделение.

20 ноября противник перешел в наступление, но его атака была отбита 2-й ротой 20-го мостового батальона и огнем бронепоезда.

В течение этого дня гитлеровцы неоднократно переходили в атаку, стремясь обойти правый фланг сводного батальона и прорваться на Петроградо-Донецкий. Воины-железнодорожники успешно отразили наступление и отбросили противника на исходные рубежи. В ходе боя был подбит наш бронепоезд № 2. Не могли маневрировать и остальные бронепоезда, так как путь был разрушен артиллерией противника. К тому же фашисты непрерывно обстреливали пути из минометов. Восстановить их в такой обстановке было очень трудно.

На рассвете 21 ноября под прикрытием сильного артиллерийского и минометного огня противник возобновил наступление. Ценой больших потерь ему удалось овладеть Петроградо-Донецким. Гитлеровцы подбили артиллерией 6-й и 11-й бронепоезда, поддерживавшие своим огнем батальон. Это в сильной степени ослабило его оборону. Атакованный тремя вражескими батальонами со стороны Петроградо-Донецкого и Голубовки, сводный батальон вынужден был в 15 часов 21 ноября оставить станцию Водопровод и отойти к Сентяновке.

Несмотря на большое неравенство в силах, воины-железнодорожники продолжали успешно отражать атаки врага. Небольшая группа солдат под командованием младшего сержанта П. В. Иваненко под огнем противника подготовила к подрыву железнодорожный мост через Луганку на подступах к Сентяновке.

Когда гитлеровцы достигли середины моста, раздался взрыв, и металлические фермы рухнули.

В боях на подступах к станции Сентяновка исключительное геройство и мужество проявили командир сводного батальона капитан С. Н. Марков, военный комиссар батальона старший политрук П. И. Векшин, командир 20-го отдельного мостового батальона капитан А. И. Датиев и многие другие.

Они погибли, но свято исполнили свой долг перед Родиной.

Когда группа фашистов прорвалась к Сентяновке, комсомолец Ф. П. Попков подпустил фашистов на близкое расстояние, открыл по ним огонь из винтовки, а затем забросал гранатами. Потеряв несколько человек убитыми, гитлеровцы отступили.

Сержант Д. Ф. Хрипливец уничтожил пулеметную точку противника, забросав ее гранатами.

Бесстрашно вела себя санинструктор Н. Ф. Меланченко. Под огнем врага она оказывала помощь раненым, 13 человек вынесла с поля боя, за что была награждена медалью «За отвагу».

Подобных примеров героизма воинов бригады молено привести много.

В короткие перерывы между боями в бригаде проводились партийные и комсомольские собрания, на которых подводились итоги действий подразделений в бою, а также рассматривались заявления бойцов и командиров о приеме в партию и комсомол. За четыре дня боев в члены и кандидаты партии были приняты 41 человек, а в комсомол—15. Коммунисты и комсомольцы личным примером воодушевляли беспартийных воинов на борьбу с врагом.

Нелегко было в боевой обстановке обеспечить боеприпасами сводный батальон и экипажи бронепоездов. Эту задачу выполнял технический отдел бригады во главе с военинженером 2-го ранга Д. В. Федоровским и материально-эксплуатационный отдел под руководством полковника И. О. Гришеля. Несмотря на трудности, нехватку боеприпасов, батальон получал их в необходимом количестве.

Сводный батальон отразил все атаки превосходящих сил противника и удержал станцию Сентяновка до подхода подкрепления. К исходу 21 ноября прибыли стрелковый батальон 658-го стрелкового полка, 130-й мотострелковый батальон и бронепоезд № 3. С подходом этих подкреплений не только было остановлено наступление врага, но общими усилиями стрелковых войск и железнодорожников он был отброшен в район станции Сифонная.

22 и 23 ноября части 28-й бригады были заменены стрелковыми войсками, а бригада 23 ноября прибыла в Ворошиловград.

Военный совет 12-й армии в своем приказе отмечал, что части 28-й отдельной железнодорожной бригады вписали славную страницу в историю борьбы против германского фашизма. «Сводный батальон 28-й отдельной железнодорожной бригады, — говорилось в приказе, — под прикрытием бронепоездов № 2, 3, 6 и 11, несмотря на существенное превосходство сил противника, показал образцы бесстрашия и мужества, обороняя район Сентяновки на протяжении i9—21 ноября 1941 года... выполнил возложенную Военным советом боевую задачу, чем способствовал дальнейшим успешным действиям наших войск».

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками у Голубовки, станций Водопровод, Сентяновка, 56 наиболее отличившихся солдат, сержантов и офицеров 28-й бригады были награждены правительственными наградами, в том числе посмертно: старший политрук Павел Иванович Векшин — орде--ном Ленина, воентехник 1-го ранга Николай Васильевич Иванов — орденом Красного Знамени, капитан Сергей Николаевич Марков — орденом Красной Звезды.

Приказом Верховного Главнокомандующего 28-я отдельная железнодорожная бригада за заслуги перед Родиной была преобразована в Первую гвардейскую.


<< Назад Вперёд >>