Молодая Гвардия
 

ЗАЩИТИМ ЛЕНИНГРАД

Крылья, женщины и война


Мы вовсе не тени безмолвные,
Мы ветер и крик журавлей,
Погибшие в небе за Родину
Становятся небом над ней.

Е. Евтушенко



Женщины-летчицы внесли большой вклад в развитие авиации в нашей стране. Они еще перед войной устанавливали рекорды по скорости, дальности и высоте полета. В 1937 году В. Гризодубова с М. Расковой совершили перелет Москва - Актюбинск. В 1938 году П. Осипенко, В. Ломако и М. Раскова осуществили перелет Севастополь - Архангельск В том же 1938-м экипаж В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой совершил сверхдальний перелет по маршруту Москва - Дальний Восток, установив рекорд дальности (6450 км) для поршневых самолетов. И это с несовершенными навигационными приборами. Родина по достоинству оценила подвиг летчиц, присвоив им звания Героев Со-ветского Союза.

Когда началась Великая Отечественная война, девушки, имевшие летную специальность, стремились попасть на фронт. По инициативе прославленной летчицы Марины Михайловны Расковой, было сформировано три женских авиационных полка.

Немало сделала для обороны Ленинграда Валентина Степановна Гризодубова - командир экипажа «Родина». Слава этой женщины была велика. Вся ее жизнь была связана с авиацией.

Ей не было и двух лет, когда впервые с отцом, Степаном Васильевичем, одним из первых авиаконструкторов России она поднялась в небо. С того самого памятного дня мечта о небе не оставляла ее. В те годы в авиацию женщин брали с неохотой, порой и мужчины не выдерживали перегрузок и не могли освоить сложную технику. Однако Валентина была тверда в своем намерении стать летчицей и добилась приема у наркома С. Орджоникидзе.

С 4 ноября 1928 года Валентина Гризодубова - курсант первого набора Харьковского Центрального аэроклуба, после трех месяцев полетов она поступила в первую Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, затем - школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино. В двадцать восемь лет Гризодубова была назначена начальником Управления международных воздушных линий.

Во время войны Валентина Степановна была командиром (единственной женщиной) сформированного ею 101-го авиационного полка, командиром мужского авиаподразделения, ставшего гвардейским и Краснознаменным, а за всю жизнь провела за штурвалом 18 тысяч часов.

Бомбардировщики дальнего действия проникали глубоко в тыл врага, бомбили переправы, железнодорожные узлы, мосты. Партизанским соединениям они доставляли оружие, взрывчатку, все необходимое. Во время блокады Ленинграда они вывезли на Большую землю около четырех тысяч ребятишек Летали ночью, в полной темноте. А надо было в глухом лесу отыскать посадочную площадку, приземлиться и той же ночью опять пересечь линию фронта. Тысячи вылетов совершили летчики гвардейского Краснознаменного 101-го полка, из них 200 - лично командир полка полковник Валентина Гризодубова. А в перерывах между боями она играла на рояле этюды Шопена, прелюдии Рахманинова, задушевные народные песни.

Во время войны часть, которой командовала В. Гризодубова, осуществляла связь с партизанами и попавшими в окружение частями Красной Армии. Взятые из гражданского воздушного флота неповоротливые и плохо вооруженные самолеты летали далеко в немецкий тыл, доставляли вооружение. Слабость техники компенсировали мастерством и смелостью. Летчиков ее полка с подбитых бомбардировщиков фашисты даже в плен не брали, расстреливали на месте, как партизан.

В авиационном полку своего командира ласково называли «небесная ласточка». Она была единственная женщина, остальные — мужчины. Одни летчики 101-го полка считали Гризодубову чрезмерно строгой, другие - очень заботливой. И здесь не было никаких противоречий, потому что она, когда это требовалось, была неумолимо строга. При этом всегда проявляла сердечность и заботу о подчиненных, являлась подлинным организатором всей сложной жизни авиационного полка. В боевой работе, как командир, когда необходимо, шла на обоснованный риск.

Она учитывала все тактические факторы боя, все минусы обороны фашистов, быстро находила уязвимые места и умело пользовалась своим превосходством.

Как всякая цельная натура, Гризодубова с увлечением отдавала себя делу, которое ей поручали. Особенно много сил она вложила в организацию полетов в глубокий тыл противника - к советским партизанам.

О воинском мастерстве, мужестве и бесстрашии Тамары Федоровны Константиновой знали воины Ленинградского и 3-го Белорусского фронтов. Она была штурманом 999-го авиационного Таллиннского ордена Суворова полка на Ил-2 и летала на самолете, прозванном «летающим танком». В 26 лет она стала Героем Советского Союза. Т. Ф. Константинова заменила в небе мужа - летчика, погибшего в бою (сама в начале войны работала летчиком-инструктором в аэроклубе). Участвовал в Великой Отечественной войне и брат Тамары Федоровны Владимир, тоже летчик, еще раньше сестры ставший Героем Советского Союза. Поистине «крылатая» семья. Этот пример - яркое свидетельство продолжения женщинами славных семейных традиций в борьбе за Отечество, идущих из прошлых столетий.

Около 300 боевых вылетов ленинградки Ольги Лисиковой, командира корабля Гражданского воздушного флота (ГВФ), спасли жизнь сотням раненых бойцов и офицеров Красной Армии. Отважная летчица побывала на всех фронтах от Баренцова до Черного моря, доставила на линию огня десятки тонн боеприпасов, медикаментов, продовольствия.

Стать летчицей Ольга мечтала с детства. В 1934 году она по путевке Ленинградского комсомола прибыла в Батайскую летную школу. Закончив ее с отличием, она получила направление в Ленинград. Там ее назначили в особый отряд, который обслуживал авиалинию Ленинград - Москва на тяжелых самолетах Р-5. Через год она получила повышение в классе, ей доверили водить машину ПР-5 с четырьмя пассажирами. Таким образом, еще до войны Ольга Лисикова стала профессиональным летчиком.

В 1939 году Ольга Михайловна вышла замуж, но вскоре была мобилизована на войну с финнами. За мужество, проявленное во время этих военных действий, она была представлена к награде -ордену Красной Звезды, но эта война быстро окончилась, и списки представленных к наградам были аннулированы.

С первых же дней Великой Отечественной войны Ольга Лисикова, как опытная летчица, стала выполнять боевые сложные задания. И уже в ноябре 1941 года была награждена орденом Красного Знамени, после чего была направлена в Летный центр для изучения новой летной техники. Женщин в то время еще не принимали, но Ольгу Михайловну приняли, как лучшую летчицу Аэрофлота.

Затем она была направлена в 1-ю авиадивизию особого назначения. Дивизия была строго засекречена, так как выполняла самые сложные вылеты, выполняла особые задания Разведуправления Генерального штаба. Ольга Лисишва была в этой дивизии единственной женщиной, к тому же командиром экипажа. Через некоторое время о ней и ее подвигах стали ходить легенды, а не-которые говорили, что она «родилась в рубашке».

Сделав около 300 боевых вылетов, Ольга Лисикова была представлена к ордену Ленина, но по непонятным причинам этот орден ей не был вручен.

Ольга Лисикова достигла в своем летном мастерстве такого уровня, когда летчику доверяли наивысший класс боевого задания. Благодаря доставленным Ольгой Михайловной боеприпасам для попавшего в окружение партизанского отряда в Белоруссии ему удалось с небольшими потерями выйти из окружения. Ее следовало, по признанию командира дивизии, представить к званию «Герой Советского Союза», но решили выпустить лишь плакат с ее изображением и надписью: «Летать так, как летает командир корабля Ольга Лисикова».

Ей уже поручали задания более сложные. Заместитель по Гражданской авиации по перевозкам поручил лично Лисиковой вывести всю скопившуюся продукцию из Заполярного Круга в сложнейших метеоусловиях. И она успешно справилась с этим заданием.

Затем Ольга Михайловна была переброшена на полеты в блокированный Ленинград. Такие вылеты были очень опасными, небо тщательно охранялось средствами противовоздушной обороны как с немецкой стороны, так и с русской. Сотни раз Ольга Лисикова со своим экипажем доставляла груз ленинградцам в эту смертельно опасную зону. Разгружая каждый раз по 3 тонны продовольствия, она гордилась тем, что спасала тысячам и тысячам ленинградцев жизни.

После окончания войны Ольга Михайловна продолжала служить в Гражданской авиации. Ею были открыты новые авиалинии Ленинград - Таллинн, Ленинград - Рига, Ленинград - Вильнюс, Ленинград - Львов.

30 мая 2002 года ей была вручена награда - Почетный Знак Об-щественного Союза Санкт-Петербурга «Признательность Санкт-Петербурга».


<< Назад Вперёд >>