Молодая Гвардия
 

ЗАЩИТИМ ЛЕНИНГРАД

Женщины на флоте

Глянь вперед, глянь назад -
Над Невой две радуги.
Бьет фашистов русский флот
В море и на Ладоге.

(Из блокадного фольклора)

Ленинград защищали и на суше, и в воздухе, и на флоте. Все героическое, выдающееся из того, что происходило на флоте, определялось выражением «балтийский почерк». Это и работа катеров и подводных лодок в море. Это и умение краснофлотцев сражаться на суше.

36 женщин вышли из стен Военной инженерной академии им. В. В. Куйбышева. Училась в этой же академии дочь прославленного героя Великой Отечественной войны генерала Д. М. Карбышева Елена Дмитриевна Карбышева. Закончив с отличием десятилетку, она в 1938 году поступила на инженерно-командный факультет, морское отделение. За год до войны морское отделение было переведено в Ленинград и получило статус Высшего военно-морского инженерного училища. Здесь за пять дней до войны она получила от отца последнее короткое письмо ко дню рождения: «Сегодня, Лялюшка, пошлю тебе телеграмму. Мой временный адрес: Гродно, почтовый ящик... Попытайся написать, может быть, письмо меня и застанет...» Не застало, и от отца, который каждый день писал старшей дочке короткие письма, это была последняя весточка семье. Отцовские письма дочь вынесет из блокадного Ленинграда, добравшись по ладожскому льду вместе с курсантами до Ярославля, куда было эвакуировано их училище.

Военный инженер Елена Дмитриевна служила в ВМФ СССР и, выйдя в отставку в звании инженера-подполковника, продолжала трудиться. За заслуги перед Отечеством она была удостоена орденов Отечественной войны, Красной Звезды, Дружбы народов и медалей «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

«Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!» - это были последние слова бессмертного Карбышева, обращенные к товарищам по борьбе, к соотечественникам, к любимой семье. С этим отцовским завещанием жила Елена Дмитриевна и встретила свой последний час, передав его своим сыновьям, внукам и всем нам.

Еще в 1930 году по специальному разрешению наркома К. Е. Ворошилова первой девушкой, пришедшей служить на флот, была Таисия Петровна Шевелева. Она первой надела форму военно-морского командира и первой из женщин получила чисто мужскую специальность пиротехника-минера.

В 1933 году Таисия Шевелева окончила Ленинградскую артиллерийскую техническую школу и стала гвардии подполковником Военно-морского флота. Получила направление на Черноморский флот, где ее появление вызвало переполох: женщина - военно-морской командир, да еще пиротехник-минер. Многие сомневались в ней, но она работала мастерски, и вскоре на Черноморском флоте ее прозвали «пиротехником-хирургом».

С 1936 года она пиротехник Днепровской флотилии. Перед Великой Отечественной войной командовала ротой объединенной школы морского флотского экипажа. Вся воинская служба Т. П. Шевелевой до увольнения из рядов ВМФ в 1956 году была связана с артиллерийским вооружением флота.

Осенью 1935 года на одной из военно-морских баз проходили государственные испытания советской подводной лодки новой конструкции. Нарком обороны К. Е. Ворошилов, возглавлявший приемную комиссию, внимательно осматривал корабль. Он удивился, когда узнал, что в числе участников постройки подвод-ной лодки женщина - Александра Николаевна Донченко, выпускница Николаевского кораблестроительного института.

Вскоре Александру направили в Ленинград в Военно-морскую академию. Инженер Донченко стала первой в истории мирового судостроения женщиной - военным кораблестроителем. В марте 1939 года она с отличием защитила дипломную работу, была аттестована как научно-исследовательский работник. Наркомат обороны доверил ей контролировать проектирование новых кораблей.

...Лето 1942 года. Тяжелые, напряженные дни Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Командование Краснознаменным Балтийским флотом ставит перед судостроителями героически обороняющегося города ответственную и трудную задачу - в минимально короткий срок создать быстроходный, хорошо вооруженный бронированный катер-«охотник», способ-ный действовать против подводных лодок противника, участвовать в высадке десантов и в конвоировании кораблей. Предстояло спроектировать и построить десятки таких кораблей, и это в условиях суровой блокады, нехватки металла, в обезлюдевших КБ и цехах. Для этого нужен был «прораб» с особым характером: решительный и самоотверженный. Наблюдение за проектированием и постройкой бронированного морского охотника командование поручило опытному инженеру-кораблестроителю Александре Николаевне Донченко.

Создание «охотника» - одна из ярких и драматичных страниц, вписанных ленинградскими судостроителями в летопись Великой Отечественной войны. За выполнение этого задания командование наградило инженера-капитана 1-го ранга А. Н. Донченко орденом Красной Звезды.

Работой отряда из двухсот водолазов в Ленинграде руководила инженер-полковник Н. В. Соколова - единственная в мире женщина, работавшая под водой в тяжелом водолазном костюме.

Сражалась за Ленинград командир боевого орудия О. Смирнова - боец единственных в своем роде войск морской железнодорожной артиллерии.

Во время Великой Отечественной войны в 176-м отдельном инженерном батальоне Краснознаменного Балтийского флота служили девушки, разминировавшие побережье Финского залива, Л. Бабаева, Л. Воронова, М. Килунова, М. Плотникова, Е. Харина, 3. Хряпченкова, М. Шерстобитова и другие.

На пароходах Ладоги работало более 100 женщин, они выполняли обязанности матросов, рулевых, кочегаров. Многие из них находились на командных постах. Первым помощником капитана на пароходе «Никулясы» была Тося Киселева, окончившая речной техникум. Несмотря на штормы, непрерывные бомбежки и обстрелы, пароход в срок доставлял грузы для воинов и жителей осажденного Ленинграда. Бывали дни, когда судно получало до 6 7 пробоин, но продолжало идти к намеченной цели.

1 сентября 1942 года на пароход «Никулясы», который вел по Ладоге две баржи с военным грузом, налетели восемь вражеских самолетов. Осколком бомбы перебило буксирный трос. Т. Киселева, несшая в то время вахту, отдала команду повернуть назад, чтобы вновь взять баржи на буксир. Матрос Егорова точно и быстро выполнила приказание, хотя самолеты противника продолжали атаковать, делая один заход за другим. Радистка комсомолка Петухова была ранена, но успела сообщить в порт о нападении на пароход. Казалось, гибель судна неминуема, но, к счастью, подоспела помощь, судно было спасено, а раненым оказана медицинская помощь.

На всю Ладогу прославилась матрос Татьяна Шилова. В сентябре 1941 года ее баржу сорвало с якоря и понесло к вражескому берегу. В зоне обстрела артиллерии противника баржа села на мель. Шлюпку унесло волной. Несмотря на сложность положения и на серьезную контузию, матрос Шилова не растерялась. Сделав небольшой плот, она добралась на нем до своего порта. Посланный буксир под покровом ночи снял баржу и привел ее обратно.

Кульман Хелена Андреевна с августа 1941 года в период эвакуации работала в колхозе «Ленинский путь» Нязепетровского района Челябинской области. В январе 1942 года ушла на фронт.

В сентябре этого же года 22-летняя Хелена - разведчица штаба Балтийского флота, младший политрук была заброшена в тыл врага неподалеку от г. Тарту. Она регулярно обеспечивала разведданными командование флота. В 1943 году на хуторе у поселка Луутснику (Выруский район) она была схвачена немцами. Посмертно X. А. Кульман присвоено звание Героя Советского Союза. На родине, в Тарту, ей установлен памятник. Ее именем названы улицы в Тарту, Минске, Нязепетровске.

Ленинградские портовики и моряки никогда не забудут имена тех дружинников и дружинниц, которые погибли при спасении жизни товарищей. На здании диспетчерской первого района Ленинградского морского торгового порта установлена мемориальная доска. На этом месте 30 ноября 1941 года погибли, спасая своих товарищей, Петр Лычагин, начальник МПВО первого района порта, дружинницы Катя Колосова и депутат Кировского райсовета депутатов трудящихся Мария Денисова.

Дружины Красного Креста были самостоятельными подразделениями в составе МПВО порта. Они входили в состав медико-санитарной команды и состояли из молодых работниц пароходства, порта и Канонерского завода. Первыми сандружинницами стали Катя Колосова, Катя Яковлева, Нина Лебедева, Аня Рыбина, Маша Карпова, Клава Князева и Маша Чижикова. Девушками руководила председатель первичной организации Красного Креста Мария Григорьевна Урбанюк.

В начале июля 1941 года в пароходстве уже было сформировано три дружины Красного Креста. В каждой дружине насчитывалось 30 человек Девушки работали в госпиталях, на госпитальных судах. Боевыми подругами называли их военные моряки, защищавшие морские подступы к городу на Неве. В своем обращении к сандружинницам моряки заверяли их, что они возло-женную на них задачу защиты Родины выполнят во что бы то ни стало.

Дружинницы всегда были первыми в опасных местах. Они дежурили на постах МПВО, помогали раненым при налетах фашистской авиации, давали раненым кровь. Многие в результате частых артобстрелов сами получали тяжелые ранения.

23 дружинницы еще в конце июля ушли в составе Кировской дивизии народного ополчения медсестрами на фронт. За свою самоотверженную работу дружинницы Красного Креста поощрялись военным командованием, награждались грамотами Нарком-морфлота, а Князева, Виселева, Карпова и Качалова были награждены медалями «За отвагу».



Проверено - мин нет

После снятия блокады Военный совет Ленинградского фронта издал приказ по разминированию подступов к Ленинграду. Для выполнения этой большой и трудной задачи из девушек-бойцов ПВО были созданы специальные подразделения, численность которых составляла до 1500 человек. И здесь они показывали высокое мастерство и самоотверженность, Так, К. Степанова из 340-го Отдельного батальона обнаружила и обезвредила 730 мин, ее подруги Л. Булаева, Т. Уварова и П. Арестова - 2500 мин. Всего же девушки этого батальона очистили 39 минных полей, обезвредили 15309 мин, собрали и уничтожили 1087 гранат и 400 артснарядов.


<< Назад Вперёд >>